Как писал выше, первый раз я проходил "Ризен" десять лет назад, это была моя первая РПГ и первая игра "Пираний", разумеется. Невероятно увлекла и очень понравилось.
Минула декада. Я стал настоящим готоманом, прошел пару раз первую часть, тучу раз - вторую, в том числе с разными модами, прошел третью, которая мне (с патчами и модами), в отличие от многих, весьма нравится (проходит разными путями), даже "Арканию" целиком прошел. И вот решил после всего этого взглянуть на "Ризен" вновь. Что и сделал. Вернее, еще немного играю, отсматривая разные варианты пути (изначально прошел за Дона, потом вернулся к одному из старых сохранений и начал проходить за послушника-мага, потом вернулся совсем назад и не пошел на болота, а на ферме специально попался воину Ордена, чтобы тот потащил меня в монастырь), но в целом уже можно писать о впечатлениях.
Спустя десять лет и погружение в "Готику" мне "Ризен" все равно очень понравился. На мой взгляд, игра действительно удалась. И сюжет достаточно интересный, даже несмотря на то, что изначально это должен был быть аддон к Г3. Уютный мир, интересные квесты, хорошая боевая система, интересные варианты пути по сюжету, возможность много ходить по острову, исследовать его, забредать в самые разные места (несмотря на наличие магических барьеров, которые можно будет убрать только на поздних стадиях игры, все равно возможностей для свободного перемещения по миру очень много), неплохая боевая система, живой мир, в который погружаешься и живешь в нём. Плюс классная музыка. Все это очень здорово. И вот что характерно. Можно говорить о том, что самоповторов из первой и второй "Готик" полно, да и ПБ, вероятно, к этому стремились. С Г2 так особенно много сходств. Тут вам и остров, на котором есть город, монастырь и болото. Тут и бандиты-наемники, и маги, и Орден-палладины. И очень много аналогичных монстров. Но несмотря на это, у меня не было ощущение, что играю в те же две первых "Готики". Атмосфера у "Ризена", по моим ощущениям, все-таки своя, индивидуальная. И главный герой другой, что тоже важно. Ощущается, что у него иной характер, это не готический Безымянный.
Понятно, что и минусы есть. Например, всего 2,5 гильдии - как по мне, этого мало, в этом игра и той же "Готике 2" (даже без "Ночи Ворона") уступает. Во-вторых, мне не нравятся указания на карте, где искать цель, как и подсказки в диалогах типа "За Орден". Одной из сильных сторон "Готики" было как раз то, что нужно разбираться самому, что и когда говорить и куда идти. Послали, примерно описали - все, иди и ищи. В "Ризене" такое тоже не раз встречается, но бывает и с подсказками. Также минусом назову излишнюю линейность с определенного этапа. Примерно такую, как была в "Готике 1". Ну и игра все-таки коротковата, как по мне.
Кстати, из плюсов забыл отметить проработанность монастыря, которая значительно выше, чем в Г2. И вообще, полагаю, что играть стоит, прежде всего, за послушника или рекрута, потому что квесты в монастыре очень интересные, особенно, расследование убийства, и там вообще процесс нашего становления очень любопытный. Если играть за Дона, многое теряешь (тем более, на болоте можно почти все квесты выполнить еще до попадания в монастырь). На мой взгляд.
Избежать сравнений с "Готикой" невозможно. Очевидно, что "Ризен" не смог подняться на уровень такой же бессмертной легенды. Но и ничего страшного. Сама по себе игра очень хорошая для тех, кому по душе именно пираньевские РПГ. Она вполне удалась.
===
Хочу уточнить кое-что по сюжету, кто как понимает.
Я понял примерно так. Когда-то в мире были боги, титаны (которые создали наш мир, но он не мог быть таким, как мы привыкли, так как титаны - это необузданные силы природы. Но боги подчинили себе титанов), саурианцы и люди. Затем боги (или конкретно один, самый темный бог) по какой-то причине решили избавиться от титанов. Они обратились к человеку по имени Урсегор, дав ему указание пленить титанов в обмен на вечную жизнь. Урсегор получил специальные доспехи, специальное оружие и трех помощников. Он подчинил себе титанов, пленил их, но когда он пленил последнего из них, огненного, храм, где это произошло, опустился под землю, а Урсегор был навечно заперт там. Судя по всему, также погребены оказались и другие храмы вместе с суарианцами. Прошло тысячилетие или больше. Один маг решил изгнать богов и сумел это сделать. Но волна магии, изгнавшая их, освободила титанов. Храм с огненным титаном поднялся из земли, освободились и другие храмы, из которых стали появляться саурианцы.
Примерно так. Но у меня вопросы:
1) Нам дают понять, что когда-то люди-ящеры были главными на земле. Видимо, в те же времена, когда Урсегор пленил титанов. Но Урсегор - человек. Как это понимать? Люди тоже тогда жили, просто играли меньшую роль, чем суарианцы?
2) Урсегор назван повелителем титанов и повелителем суарианцев. Так человек повелевал суарианцами? Или как?
3) Урсегор говорит, что его вещи были переданы жрецам суарианцев. Это должно было произойти после того, как он был пленен в храме. Откуда ж он тогда знает о том, куда передали вещи?
4) Суарианцы исчезли с земли вместе с титанами и храмами, погрузившимися в землю или в толщу гор? Но их что, так мало было? Или эти остались в храмах, пережили сотни лет, тогда как остальные давно вымерли?
5) Почему в храмах куча неизвестных современным людям монстров?
6) Насчет священного огня. В итоге выяснилось, что он - это вытекающая энергия огненного титана. При этом говорится, что огонь сей - источник магии. И маги - это Орден огня. Так что, источник всей магии по миру находится на этом острове? Или как?