Для меня хорошая полноценная РПГ - это та, где я могу отыгрывать роль персонажа, которого хочу я сама. Которого я могу создать по своему интересу, сама придумать характер, и чтобы игра давала мне возможности как себя вести, пусть и ограниченные, но хотя бы в рамках "добро-пофигист-зло". Не только отвечать, но и творить действия, и видеть последствия. Отыграть злодея, грабя бедных и убивая богатых. Отыграть доброго паладина, вылечивая всех раненых и не беря плату за свою помощь. В этом плане такие игры как Балдур, Долина, Невервинтер - для меня пусть и не идеальные, но отличные и полноценные РПГ.
Мне совершенно не нравятся игры, в которых уже есть готовый персонаж, и в которых всё предопределено. Разве может быть какой-то отыгрыш роли, если тебе дали какого то дядьку со своей историей и характером, и его нельзя изменить? Как это вообще можно называть РПГ? Только за счет прокачки наверно. Каким образом я должна чувствовать себя каким то угрюмым дядькой, и почему я должна соответствовать характеру героя, которому я не хочу соответствовать? Я не могу олицетворять себя с героем, которого придумывала не я, и который мне может не нравиться, потому что РПГ для меня это именно вхождение в свободную роль, которую я хочу, и возможностью делать те действия и поступать так, как я задумала для своего героя, а не так, как меня заставляют делать дяди-разработчики по характеру ИХ героя. Это похоже на то, будто в кинотеатре меня посадили не в кресло, а в ведро, и сказали - сиди, и представляй себе что это стул.
Это не РПГ, и игры типа Готики, Ведьмака, Два Мира я буду всегда называть экшенами с рпг-элементами. Игры весьма хорошие и интересные, но они - не РПГ. Тем более что там всё основано на уничтожении монстров и врагов. Типичный экшен с диалогами, прокачкой и выборкой вариантов сюжета под себя.
Теперь что касается таких игр как Скайрим или Обливион. В них есть самое главное для рпг элемента - романтика приключений. В этих играх нет рамок, невидимых заборов, и чертовых условий и приказов которым надо следовать постоянно за кем то или за чем то! Главный минус тех же Балдура, Невервинтера, ДАО, Ведьмака, Готики итд - линейность. И под линейностью я понимаю не возможность выбора типа помочь этим или помочь другим. Линейность для меня - это те самые ограниченные рамки для персонажа, когда попросту нет выхода, кроме как вообще помочь тем или другим. Это заставляют делать. Постоянно бежать за каким то Лето. Идти искать лекарства от чумы. Договора собирать по землям. И нельзя, понимаете, нельзя отказаться от этого, нельзя свернуть с проклятых рельс, неважно как этим рельсы вам разукрасили, выбором между желтой или красной конфеткой на этих рельсах. Чем это отличается от Дума??
А Скайрим - романтика приключений. Это то самое, классическое. Многим не понять, но кто вспомнит? "... идут по склонам гор, файтер, клерик, маг и вор.." - это классический канон ролевых игрушек. Еще настольных. Только в таких вот играх ты можешь плюнуть на все, просто плюнуть на всё, взять своего спутника (или в одиночку) и отправиться куда нибудь подальше в горы, встретить медведя, чудом выжить, переночевать у костра в лесу, наткнувшись на горстку охотников, а потом ближе к утру набрести на хижину злого мага который вас пристукнет. Это и есть романтика, это сказка, это открытый мир фентези, все то, что может привлечь человека - дух сказочного путешествия. Когда сюжет не дышит тебе в спину, и не заставляет обязательно выполнять что-либо!
Разве может быть дух путешествия в играх типа ДАО? Ведьмака? О какой свободе может быть речь, если там вокруг - сплошь стены? Видимые и невидимые. Они постоянно давят, как пальцы на горло. От сюжета нельзя свернуть, нельзя убежать - тебя засунули на рельсу и толкнули вперед. Ты не просто не можешь отказаться идти в лес, ты еще и за ближайшее дерево зайти не можешь! Ты не можешь изучить мир, видеть его! Это смахивает на президентский кортеж, когда тебя везут в лимузине по дорогам, и ты видишь город только там, где тебе разрешили. Как в КНДР.
Все говорят что в Скайриме нет РПГ составляющей как таковой. Да, там нет отыгрыша роли. Персонажа хоть и создаем, но диалоги состоят из однообразных заготовленных фраз. Выбор небольшой.
Но для настоящей, полноценной РПГ важны ДВА элемента. Это не только отыгрыш роли, но еще и та самая романтика приключений. Та самая свобода. Третьим элементом идет прокачка и развития героя, но о них говорить особого смысла нет.
Если совместить свободный мир Обливиона, Скайрима, с такой возможностью отыгрыша как в Балдуре, Невервинтере - мы имели бы самую совершенную настоящую РПГ игру. Мы имели бы открытый мир, где могли бы отыгрывать роль своего персонажа со своими характером, и отыгрывать так, как заготовили бы характер нашего героя. Но сделать такую игру довольно сложно и трудно. Может быть и невозможно. Хотя никто и не исключает, может быть лет через 5 или больше уже будут такие полноценные игры, с огромным открытым миром, возможностью отыгрывания своего задуманного характера и ведения диалогов с каждым неписем в желаемых путях развития.