Агентство РИА «Новости» опубликовало сравнительную стоимость строительства дорог в Москве, России, ЕС, США и Китае. Разница поражает воображение.
Дешевле всего строить дороги в Китае – около 2,2 миллиона долларов за километров, в то время как в США и Евросоюзе стоимость строительства более-менее равна и составляет 6 миллионов и 7 миллионов долларов соответственно. Однако, как сообщил представитель Министерства транспорта РФ, стоимость строительства дорог в России – одна из самых высоких в Европе, здесь километр дороги стоит 17,6 миллиона долларов по стране и огромную сумму в 51,7 миллиона долларов в Москве.
В середине сентября премьер-министр Владимир Путин объявил делегатам съезда партии «Единая Россия», что за следующие пять лет государство планирует построить 14 тысяч километров дорог, и что все федеральные трассы будут отремонтированы и доведены до современных стандартов к 2020 году.
Так почему же строительство дорог в России стоит так дорого? Если коротко, то развитию российской инфраструктуры по-прежнему мешает наследие Советского Союза: в то время как на Западе строительные компании часто получают пустой участок земли, на который нужно просто уложить гравий и асфальт, чтобы получилась дорога, российским компаниям приходится приобретать землю, убирать все, что там есть (включая то, что находится под землей), а затем еще часто реконструировать часть близлежащих зданий. И это не говоря уже о времени и бюрократическом кошмаре, сопровождающем все эти действия – особенно, если речь идет о Москве. «Большая часть проблем со стоимостью является отражением исторического подхода, использовавшегося в советские времена, - говорит заместитель гендиректора по развитию компании «Мостотрест» Максим Бакшинский. – На Западе они рассчитывают стоимость, базируясь на стоимости материалов и трудовых ресурсов, использующихся при строительстве дороги, но в России стоимость включает в себя покупку земли, восстановление любой инфраструктуры или коммуникаций, находящихся на этой земле – по закону их необходимо восстановить или перенести в другое место».
Клиенты, которые хотят построить новую дорогу – в Москве в этой роли обычно выступает муниципальное правительство – нанимают подрядчика, на которого ложится не только само строительство, но и решение всех этих остальных проблем, что называется «под ключ», говорит Бакшинский. «Сумма контракта включает в себя стоимость земли, зданий, судов, коммуникаций и инфраструктуры. У нас был контракт на строительство участка четвертого транспортного кольца в Москве, в 10 километрах от Кремля. Согласно контракту, генеральный подрядчик должен не только провести строительство, но и полностью подготовить строительную площадку: провести покупку земли, перенести различные системы коммуникаций – канализацию, телефонные линии и прочее. Все это требует огромных расходов, так как мы говорим о строительстве в центре Москвы, где стоимость земли высока. Нам пришлось иметь дело с десятками владельцев, зданий, частных гаражей, сложных коммуникаций, канализацией, газопроводом и телефонными линиями, проложенными на глубине 20 метров под землей. Стоимость составила 66 миллиардов рублей (2,2 миллиарда долларов) за пять километров дороги – иногда те, кто не понимает особенностей отрасли, сравнивают эти расходы со стоимостью строительства Большого адронного коллайдера».