Конструктивная критика или высказывание претензий без обид.
Основной принцип: следует ругать не личность, а совершенный поступок. Подбирая слова и выражения, следует учитывать индивидуальные особенности человека, прогнозируя, какое действие они будут оказывать на дальнейшую работу. Необходимо узнать мотивы проступка, чтобы не допустить повторения ошибок и просчетов.
Высказывание претензий без обид подразумевает оценку конкретного поступка, а не всей личности, недопустимо "навешивание ярлыков".
Говорите только о том, что подчиненный может изменить, не требуйте невозможного.
Постарайтесь говорить именно о том чувстве, которое вы испытываете по поводу случившегося. ("Я недоволен вашей работой"). Подобное замечание не провоцирует возражений и не заставляет уходить подчиненного "в глухую оборону", не воспринимая слов руководителя.
Не стоит домысливать и приписывать подчиненному того, что ему может быть несвойственно ("Вы не участвуете в обсуждении. Вас что, это совершенно не волнует?"), произвольно интерпретировать его поведение, ограничьтесь лишь констатацией того, что вам не нравится.
Не давайте без нужды советов, не ставьте оценок там, где без них можно обойтись, старайтесь отказаться от поучающей манеры.
Не копите обиды, не делайте их предметом обдумывания в свободное от работы время, особенно ночное. ("Я ему скажу..., а если он мне ответит..., то...")
Не припоминайте давних обид, о которых подчиненный мог уже и забыть. Злопамятность - не лучшее качество руководителя.
Прежде чем сказать первое слово и сделать замечание, будьте уверены, что вас готовы выслушать и ваши слова действительно вызовут необходимый отклик в душе подчиненного. Не следует выяснять отношения, когда человек занят работой, плохо себя чувствует, "прямо с порога", а также в присутствии других.
Высказывайте претензии конкретно - нельзя допускать полупрозрачные намеки ("А вот некоторые подчиненные любят опаздывать"; "Кое-кто считает, что..."). Такие фразы ставят человека в двусмысленное положение - нельзя ответить, потому что "другой" не назван, нельзя и промолчать, поскольку все поняли, о ком идет речь. Подобная атмосфера не способствует нормальным отношениям в коллективе.
Следует хотя бы кратко аргументировать критику, претензии - почему была дана такая оценка.
Примеры конструктивной критики, высказываний претензий без обид:
Что вы думаете по поводу случившегося?
Почему так получилось?
Я хотел бы выслушать ваше объяснение.
Объясните, как такое могло случиться?
Объясните ваши намерения.
Объясните ваше решение.
Чем вы руководствовались, когда...?
Как вы будете действовать дальше?
Как будете исправлять ошибку?
Это было хорошо вчера, но не сегодня.
Сегодня получилось хуже, чем раньше.
На таких ошибках нужно учиться, чтобы не повторять их.
Вы должны сделать серьезные выводы из случившегося.
Скажу честно, не ожидал от вас такого.
Я не принимаю такого объяснения.
Эту работу придется переделать.
Нельзя действовать так и дальше.
Чего вам не хватило, чтобы получить нужный результат?
Давайте вместе подумаем, где вы ошиблись.
Источник: http://psycabi.net/rasprostranennye-sluchai/340-etika-rukovoditelya-slova-pooshchreniya-i-konstruktivnaya-kritika#ixzz3e4zH8bMT