Ханко так увлекся разглядыванием обоза, приезжего купца и его спутников, что пропустил мимо ушей его вопрос о кузнеце. Когда же парень спохватился, то оказалось, что Лат уже просветил обо всем торговца. Когда Феликс начал расхваливать свои товары, Ханко сразу же захотелось спросить его: а нет ли у вас каких-нибудь книг? Он уже успел перечитать всё, что было дома и у соседей, да и у Дитмара библиотека была не безразмерная. А потому юного сына кузнеца интересовала любая возможность где-то достать новые книги, прежде не читанные. А тут такая удача – заезжий купец! Конечно, вряд ли он чего такого везет из орочьих земель, ну а вдруг?
Правда, воспримет ли достопочтенный купец его вопрос всерьез и не предложит ли какую-нибудь азбуку? Дескать, куда деревенскому увальню мудреные книжки?! Стать посмешищем не хотелось, еще более – вызвать новые упреки отца, которому о случившемся, разумеется, расскажут – вон какая вокруг толпа собралась. А потому Ханко не сразу собрался с мужеством, а когда наконец решился, все уже двинулись по своим делам: его спутники – на сбор, а торговец – в кузницу.
А еще спустя минуту юноше стало совсем не до книг…
Слова наемника заставили Ханко похолодеть. Орки… собираются на войну? Собираются идти через их долину? Сметут всех? Никого не пощадят?
Да ну! Врет этот солдат – и не краснеет. Вон, решил попугать деревенских.
Нет, не похоже, чтобы такой человек – и врал. Лицо наемника было серьезным и озабоченным, да и такими вещами не шутят…
Ханко вдруг ощутил панику – таким ненужным и беспомощным он себя давно не чувствовал. Если скоро сюда волнами хлынут орки, то сельчанам просто не успеть построить заставу, не успеть обучиться! Нужно бежать, постыдно бежать, укрываясь за крепостными стенами… Это лучшее, что они могут сделать, – сохранить свои семьи.
Нет! Женщинам и детям сам Аданос велел прятаться, ну а мужчины? Он, Ханко, что, не мужик, ему уже сколько? Семнадцать. Неужто струсит, позволит оркам уничтожить всё, над чем трудился его дед, его отец? Деды и отцы его друзей? Не бывать этому!
Но помощь… какая от него помощь? Праща? Ну, это просто смешно. Вон такой меч и клевец, как у наемника, – это уже что-то. А камешками не многого можно достичь, особенно если пращник-то один. Ни мечом, ни копьем, ни даже луком Ханко владеть не умел. И за пару дней этому не выучиться.
Что остается? Кузнечное дело… Ну, конечно же! Ханко даже расправил плечи, которые словно согнулись под непосильной ношей, коей явилось сообщение наемника. Решат селяне сопротивляться оркам или же уйдут под защиту крепостей, – кто-то должен обеспечивать солдат и ополченцев оружием. И без кузнеца здесь не обойтись. Вот только жаль, что большей частью Ханко учился ковать всякую сельскохозяйственную утварь. Из оружия умел делать ножи, наконечники для копий и стрел, топоры тоже приходилось (правда, не боевые). Еще пару раз видел, как ковали мечи, но сам никогда не пробовал. Ведь кому здесь меч нужен? Охотнику? Лесорубу? Землепашцу? В мирном хозяйстве он без надобности. Насчет доспехов всё было и вовсе печально: Ханко слышал о том, как именно изготовлялись кольчуги, но никогда не видел своими глазами. Как говорилось в книгах: знал «в теории», но что такое теория без практики?
Однако, может, кто-то из кузнецов других деревень умеет и больше? Значит, на сборе нужно поставить вопрос о вооружении.
– Извините, – немного неуверенно обратился Ханко к старосте Ривалену. Остальные тоже могли его услышать. – Но если мы будем защищаться, нужно оружие. И много оружия, а не… вилы или серпы. Мечи, топоры, копья, стрелы. Нужны кольчуги, шлемы, другие детали доспехов. Необходимо собрать всех кузнецов и подмастерий, чтобы они начали изготавливать оружие и броню! Мне кажется… – парень сам опешил от своей смелости, но продолжил: – Нужно поднять этот вопрос на собрании.