1 Игроки 30-20-10 летней давности относятся к разным поколениям и формировались разными играми. Те, кто начинал играть в 2000х привыкли без интернета пробовать разные варианты прохождения и не считали это плохим. Им приходилось изучать мир, и это считалось интуитивно-естественным прохождением, а потом и стало привычкой к хомячеству и тотальной зачистке карт локаций. Искать странные пасхалки и скрытые сочетания было доблестью. Пасхалка у Кримсона в Яркендаре, когда ГГ трижды повторяет запомненную Фортуно формулу вызова, из этой традиции. Логически не выводится, можно наткнуться специально повторяя диалог. Если и есть намеки, что это "слова силы", то очень невнятные. Такими находками делились с радостью, а не с претензиями "как я могу без форума узнать..."
2 Нынешние игроки, даже если впервые познакомились с Готикой в том же возрасте, что и игроки 2002-2003гг, сравнивают ее не с Дьябло 1/2, Визарди 6-8, Морровиндом, Дивайн дианити и прочими "старыми играми", когда каждая создавала свой поджанр внутри RPG, а со Скайримом, Ведьмаком 3, Фоллаутом 4, а более молодые - с планшетными и смартфонными казуалками.
Для "среднего поколения" комфорт более важен, чем погружение. Они не хотят 5-10 минут реала долбить руду или крафтить мечи. Они хотят игровую условность в виде катсцены (пусть даже с перемоткой времени), а не зависанием в кузнице на 30 реальных минут или несколько игровых часов (а то и всю ночь, если вспомнить реалии Г1). Такое они готовы терпеть только 1 раз, но не периодически.
Для "самых молодых игроков" всё, что не вмещается в 15-минутную игровую сессию - затянуто и нудно. И тут хочешь - не хочешь, мало что можно сделать.
3 Причины для игрового вечера немного отличаются. Если тогда, 20 лет назад, было желание просто посидеть за компом вечер/ночь, то сейчас "я упахался на работе, мне нужно отдохнуть, а не напрягаться" - нет желания что-то изучать, продумывать, разгадывать. Хочется максимально простую жвачку для мозга.
Из-за этого есть обратная ситуация. "Старые" игроки и сейчас пытаются искать варианты что-то сделать, и где-то как-то у них получалось находить лазейки или даже обходить баги. К этому они относились проще тогда, и сейчас могут потратить на такое полчасика: "бойцы вспоминали минвушие дни, и битвы, где вместе рубились они". (Кто-то может уточнить, что у них 20 лет назад не было выбора. Или такая игрушка, или никакой сравнимой вообще).
"Молодые" игроки упёрто прут напролом, пока в какой-то момент не задалбываются и они теряют интерес к игре. При этом они хотят повышения ЧСВ "суперхардом" и "ноудезом", где важны навыки аркадных игр и кнопкотыкания по таймингам боя, а не логических, анализирующих диалоги или требующих наблюдений за расписанием НПС действий.
Если нужно найти "окно", в которое НПС уходит от сундука с лутом, "старички" хоть и с ворчанием могут сделать такое расследование (ворчание, потому что тратят время на ерунду).
"Середнячки" посчитают это недостатком геймплея, не дружественностью по отношению к игрокам, корявым и не оптимизированным с т.з. психологии требованием. И потратят деньги на свиток "Сна", чтобы в удобное им время ограбить сундук, а не запоминать, когда сундук останется без присмотра.
"Молодежь" же даже заморачиваться не будет поиском вариантов. Вырубит в драке или убьет того НПС, который мешает. А потом еще и на ютубе пожалуется, что "приходится сейв/лоадить возле каждого сундука" и что "это багованный мод, потому что сундук есть, лут есть, а обокрасть без драки и штрафа невозможно".
4 Тут можно вспомнить и более старых игроков. Для которых Г2НВ это профанация а не аддон, Г2 классик фривольна, а Г1 единственно достойна по совокупности характеристик. Например, атмосферность и погруженность игрока в историю у Г1 лучше, чем у других частей серии. И этого удалось добиться минимальными техническими средствами.