Это все зависит от патча и настроения разработчиков. Например новый Шаман, у его тотема с ударным заклинанием было много хп, шаман был крутой, можно было нарезать круги вокруг тотема и тот сам всех убивал. Для не кибер спортсменов был хороший вариант, потому что тотем он достаточно рано позволял успешно воевать и не разваливался с тычка а хотя бы с нескольких, чего хватало, не все персонажи так могут на этой стадии да еще и без абузов. Но вдруг внезапно с патчем хп тотема порезали и шаман стал фигней на этом сложном этапе, потом он вроде норм, но потом все норм, откровенно провальных при средне-поздней раскачке нет. Маг воды который ты пишешь когда то не имел аое на своих ударных не аое рунах, то есть он был на много хуже потому что враги быть толпами и группами очень любят.
Ну не будешь же ты ставить старый патч без исправленных багов и улучшений чтобы у тебя шаман нормальный был, будешь грызть кактус страдать. Тоже самое и с остальными персонажами, так как практикуются серьезные нерфы, типа хп тотемов. Гуру бедолаге уже давно досталось, хотя ему пришили реген маны но это такое по мне, удобно и не более того. И сейчас вроде к гуру отправляют некроманта, которого нерфят беспрерывно. Сила ближника она зависима от рук игрока, если игрок кибер атлет типа стримеров он будет лучше воевать в ближнем бою, грубо говоря меньше огребать, а если нет то ближник это боль, потому что игрок хорошо отпрыгивать блочить и мансить не умеет(и никогда не научится потому что он раз в 3 года решил пройти и оно ему не надо), а броня еще со времен АБ традиционно от дикого местного урона не спасает даже на самой легкой сложности, персонаж все равно очень быстро складывается, особенно в начале, особенно если врагов больше 1го. Так что только страдать, ну или учитесь как стримеры застревать абсолютно каждого моба в каждой текстуре или мансить)