Если никто, то откуда они берутся у торговцев?
покупаются в монастыре.
А ведь по логике вещей, поступая на учебу в Монастырь, сначала должны обучить свиткам, а уж потом - рунам, как более сложной форме магии. Вы так не думаете?
в Монастыре послушники могут обучаться магии (поднимать ману), что даёт им пользоваться сильными заклинаниями через свитки. чем сильнее заклинание тем больше оно требует маны. в Готике 1 и Готике 2 классик и свитки и руны требуют одинаковое кол-во маны.
в Мире Готику ману тренируют: Маги Огня, Маги Воды и Паладины. При этом у обычных граждан "тренировка" магии(маны) ограничена "вводным" курсом.
так же ману можно поднять через эликсиры, которые изготавливали Алхимики. для нас кажется это очевидным, но на самом деле на этой технологии допинга серьёзно завязан сюжет в Готике 1... и так подразумевалось что для вызова(пробуждения) спящего необходимо было объединить духовную(магическую) силу всех участвующих в церемонии. для "прокачки" духовной силы членов братства было принято решение изготовить эликсиры поднимающие её, а для этого нужны были некие вещества:-)
***
к сожалению в Ночь Ворона авторы решили сделать требования ко всем свиткам в 5 маны, при этом "почему то"(известно почему) не стали редактировать требования к "накопительным" заклинаниям, что и привело к определенному каламбуру. В Райзан Пираньи определись со свитками: свитки опять стали требовать много маны, но не так много как руны. так же был добавлен навык изготовление свитков, для жадных немагов и хитрых магов (которые через свитки могли сделать большее кол-во кастов при том же кол-во маны и таким образом поднять огневую мощь).
***
попытка "создавать" руна была ещё поднята в сиквеле. на мой взгляд именно процесс создания рун, ровно как и созданием свитков и "зачарованием" колец / амулетов, изготовлением эликсиров, производством луков и стрел, а так же изготовлением оружия, должны заниматься профильные специалисты.
откуда растут уши опять же мне понятно: это попытка ограничить мага в плане баланса. но получилось честно говоря так себе. с трудом верится что руны лечения не были заранее изготовлены и не хранились в специальном месте. понятно что в монастыре этих рун просто гора и маленькая тележка. а наш герой должен почему то их производить, в том числе и такие руны как свет или фаербол или там молния.
Резюмируя хочется отметить что самая прозрачная система была в Готике 1: условно вор мог тырануть руну, понимать что она ценная, но задействовать её не мог. Гуру без вопросов мог скастовать тот же огненный шар, а маг огня использовать магию спящего. Другой вопрос что Гуру могли не продать свои руны например пришлому человеку, а тем более магу огня. или там маги огня в принципе не должны продавать свои руны кому то кроме как магом огня. ровно так же и маги воды. понятно что могут быть какие то исключения из правил и особые обстоятельства. к сожалению именно эта часть, как идеологическая составляющая проработана не была.
***
как то много букв получилось :=/